Стиль менеджера – определенная манера поведения руководителя, которая оказывает влияние на подчиненных для достижения цели организации. Классификация стилей управления:
Автократический (диктаторский) стиль.
Руководитель, который придерживается такого стиля, апеллирует (обращается) к потребностям более низкого уровня:
-люди не любят трудиться, стараются избавиться от ответственности;
-больше всего люди хотят защищенности;
-чтобы заставить людей трудиться, нужно использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.
На основе таких потребностей руководитель вынужден как можно больше централизовать свои полномочия, структурировать работу подчиненных, не давать свободы в принятии решений. Преобладающими методами являются приказы, наказания, замечания, выговоры. Контроль очень детальный.
Демократический (коллегиальный) стиль.
Руководитель, придерживающийся демократического стиля, обращается к потребностям более высокого уровня:
Труд – процесс естественный, если создать условия, люди не только примут на себя ответственность, но и будут стремиться к ней;
Люди стремятся к творческому решению проблем;
Люди используют самоуправление и самоконтроль.
Благодаря этим потребностям общение с подчиненными может проходить в форме пожеланий, просьб, очень редко приказов.
Либеральный.
Классификация Ренсиса Лайкерта
Стиль сосредоточенный на задачи.
Руководитель проявляет заботу о проектировании задач, он распределяет производственные роли между подчиненными, он расписывает задания и объясняет требования к их выполнению, планирует и составляет график работ, разрабатывает подходы к выполнению работ.
Стиль сосредоточенный на человека.
Руководитель проявляет заботу о повышении производительности труда путем совершенствования человеческих отношений. Упор делается на взаимопомощь. Руководитель позволяет подчиненным максимально участвовать в принятии решений. Отсутствует мелочный контроль, поощряется профессиональный рост.