Бизнес-план необходим как для самого предпринимателя для ведения текущего управления через определение целевых показателей, которые необходимо достичь к определенному моменту времени, так и при необходимости получения инвестиций. Цель б-п инвестиционного проекта – убедить инвесторов вложить средства в бизнес.Титульный лист:
1 раздел: Резюме – это объективная оценка деятельности фирмы, в которой излагаются основные выводы и результаты бизнес-плана. 2 раздел – цели и задачи:
1 этап – анализ перспективности идеи, в рамках которого осуществляется:анализ сильных и слабых сторон идеи;изучение возможностей и угроз, т.е. тех характеристик, которые находятся вне контроля предпринимателя.
2 этап – целеполагание:четкая ориентация на рынке;что необходимо достичь;что нужно для этого сделать.
3 раздел – описание бизнеса:Определение всех видов продукции и услуг, которые будут предложены на рынке. Описание некоторых аспектов технологии, которые применяются при изготовлении продукции. Здесь же могут быть описаны патенты и авторские права на изобретение. Очень важно подчеркнуть возможность совершенствования продукции. Также приводятся показатели качества, надежность, простота, внешнее оформление, дизайн.
4 раздел – план маркетинга:
1 этап – оценка потенциальной емкости рынка.
2 этап – оценка потенциальной суммы продаж, т.е. той доли рынка, которую фирма надеется захватить.
3 этап – оценка реальных объемов продаж.
4 этап – анализ возможных конкурентов.
Основные элементы плана маркетинга:
1.ценообразование;
2.схема распространения товаров;
3.реклама;
4.методы стимулирования продаж;
5.организация послепродажного сопровождения;
6.формирование имиджа.
5 раздел –план производства – описываются все производственные и иные рабочие процессы.
6 раздел – финансовый план; состоит из:
1.прогноз объемов продаж;
2.оценка прибыли и убытков;
3.анализ движения наличности;4.годовая балансовая ведомость.
Объем бизнес-плана – не более 40 страниц. Он должен отражать возможности расширения предприятия. Нельзя делать нереалистичные прогнозы. Нельзя недооценивать конкуренцию, существующую на данном рынке. Нельзя включать в план высоко-конфиденциальную информацию, нельзя упускать возможные риски, присущие этому бизнесу.