Дивизионные структуры – структуры, основанные на выделении автономных крупных производственно-хозяйственных подразделений и соответствующих им уровней управления. С предоставлением этим подразделениям оперативно-производственной самостоятельности и с перенесением на этот уровень ответственности за получение прибыли. Для дивизионных структур характерно сочетание централизованного стратегического планирования в верхних эшелонах управления и децентрализованная деятельность отделений, на уровне которых осуществляется оперативное управлением.
Различают 3 типа дивизиональных структур:
1. региональная структура – ориентирована на регионы
2. продуктовая структура – на продукты
3. потребительская структура – на потребителя.
Достоинства:
1. Быстрая адаптация к изменяющимся условиям внешней среды.
2. Ориентир на конечные результаты деятельности.
3. Уменьшение сложности управления.
4. оперативное управление отделено от стратегического.
5. Приближение к проблемам рынка.
6. Улучшаются коммуникации с рынком.
7. Развивается предприимчивость руководителей дивизиона.
Недостатки:
1. Рост иерархии;
2. Противопоставление целей отделений общим целям развития компании;
3. возникновение межотделенческих конфликтов в случае дефицита централизовано разделяемых ключевых ресурсов;
4. невысокая координация деятельности отделений;
5. невозможность использовать ресурсы в полной мере в связи с закреплением за конкретными подразделениями;
6. увеличение затрат на содержание управленческого аппарата из-за дублирования одних и тех же функций (сбыт, бухгалтерия);
7. затруднение осуществления контроля сверху до низу.
Условия применения дивизиональной организационной структуры:
Увеличение размеров предприятий
Диверсификация деятельности предприятия
Стремление выйти на международные рынки
Быстрое изменение внешней среды